Характеристика и образ Лужина в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Характеристика и образ Лужина в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Таких людей, как Лужин можно сравнить с шакалами и гиенами, которые
питаются беззащитными, обезоруженными, а также трупами павших. Образ Лужина в
романе "Преступление и наказание" дает читателю четко понять, что все, произошедшее в произведении без такого рода человека было бы неполным,
односторонним.
Лужин является предпринимателем, который создал себя сам и который
жаждет из «маленького» человека превратиться в «большого», подняться от
уровня «никто» до уровня «хозяин жизни». Герой только начал свое
восхождение из грязи в князи, поэтому его основное достоинство на данном
этапе – внешний блеск, которым он и стремится подчеркнуть свое
обретаемое богатство и значение. Поэтому автор рисует образ Лужина,
опираясь не на природные способности и таланты, а на внешний вид, одежду
и результат парикмахерского труда. Будучи «человеком весьма почтенным» и
одновременно обладая жизненными принципами, основывающимися на
эгоистическом расчете, Лужин следует единственно правильному с его точки
зрения жизненному принципу – «…приобретая единственно и исключительно
себе, я именно тем приобретаю как бы и всем…». Что, в свою очередь,
является несомненной гарантией «всеобщего преуспевания». Даже самый этот принцип мог бы дать исчепывающую характеристику Лужину.
У него также имеется свое извращенное мнение и относительно равенства. Он
стремился к равенству с более сильными, стоящими на уровень выше. Люди
же, оставшиеся позади на его жизненном пути, презирались им. Он жаждал
власти над ними и при этом требовал благодарности от
«облагодетельствованных». Именно, из-за сложившегося мнения о равенстве,
он и вынашивал замысел относительно своего брака. Он утверждал, что
даже будучи не знаком с Дуней, планировал взять в жены девушку честную,
но познавшую бедственное положение. Ведь тогда муж совершенно ничем не
обязан собственной жене, а вот жена просто обязана в такой ситуации
считать мужа своим благодетелем.
Достоевский представляет нам Лужина в образе человека с коротеньким,
практически-рациональным умом, который не обладает интуицией, не верит
сердцу и боится незнаемого. Он не брезглив в моральном плане, подловат.
Любитель сплетен, который не признает благородства и бескорыстной
честности. Его задача в жизни – сколотить капитал, сделать карьеру. Он
считал себя тем, кто относится к разряду «новых людей» и возлагал
надежды на видоизменившиеся времена. В Старой Руси с ее традициями и
привилегиями, дворянскими понятиями морали и чести ему ничего не могло
светить. Он – франт, который «воспылал страстью» к наживе. Его действия
– строгий расчет полученных выгод, который разрешал ему «сожрать» или
побить человека.
Образ Лужина нельзя недооценивать. Ведь он является ключом для понимания
действительности, которая начала формироваться в шестидесятые годы 19 века. К сожалению, характеристика Лужина из "Преступления и наказания" является утрированным описанием многих наших современников, разделяющих взгляды и принципы этого героя из романа Достоевского.