Образ маленького человека в "Шинели" Гоголя: характеристика Башмачкина - Шинель - Гоголь Николай Васильевич
Суббота, 10.12.2016, 09:55
Приветствую Вас Гость | RSS

    Русская литература
Поиск
Категории раздела
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6174
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Гоголь Николай Васильевич » Шинель

Образ маленького человека в "Шинели" Гоголя: характеристика Башмачкина

Образ маленького человека в "Шинели" Гоголя: характеристика Башмачкина


Тема "маленького человека" в русской литературе впервые зазвучала в "Станционном смотрителе" и "Медном всаднике" А. С. Пушкина. Как правило, "маленьким человеком" в литературе называют бедного, обездоленного и незнатного человека, ведущего скромный образ и жизни и подвергающегося постоянным оскорблениям со стороны сильных мира этого. Затертый большими домами, угнетаемый мрачными улицами и растоптанный большими чинами, маленький человек ощущает свою слабость и бессилие, свою незначительность в огромном общественном механизме. Вслед за Пушкиным продолжил развитие данной темы Гоголь, рисуя суровую столичную реальность в цикле "петербургских повестей".

В повести "Шинель" мы встречаемся с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, титулярным советником, "над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться". Это был человек робкий и угнетенный своим социальным положением человек, "забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев", как говорит автор. Работа у него была самая ничтожная - переписывание различных документов и бумаг. Он настолько свыкся с отведенной ему социальной ролью, что переписывание даже начало доставлять ему удовольствие, превратилось в некое хобби. Его не интересовал ни смысл его работы, ни содержание бумаг, и если ему предлагали задания, требующие умственной нагрузки или творчества, он начинал беспокоиться и нервничать, а потому предпочитал формальное переписывание: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Будучи воспитан в духе покорности и повиновения начальству, он не просто сносит издевательства своих сослуживцев, но и будто не замечает их и не говорит с ними. Живя в своем "маленьком мире", Акакий Акакиевич "ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается каждый день на улице", и только в "переписывании виделся ему какой-то свой разнообразный и приятный мир".

Ироническая усмешка автора звучит и при описании выбора имени для Башмачкина. Мать не могла выбрать ему имя, и пришлось назвать его в честь отца, что является символов консервативности и слепого следования традиции. Фамилия его - Башмачкин - явно говорит о невысоком его происхождении. Его юность прошла настолько незаметно, что в департаменте думали, что "он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове". Так и прожил бы он спокойно до конца дней, если бы не история с шинелью.

Сильные морозы помогли Башмачкину заметить, в каком убогом состоянии была его шинель. Во что бы то ни стало, ему необходимо было достать новую, хотя для него это было дорогим удовольствием. Так у чиновника появляется мечта, которая полностью овладевает его мыслями. Впервые у Акакия появилась жизненная ценность, которая наполнила смыслом его существование. Даже его внешность поменялась: "Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил для себя цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывался в глазах его..." Добившись своей цели, и примерив на себя новую шинель, он словно стал новым человеком, гордость и чувство собственного достоинства на время появились в нем.

Но не успев насладиться радостью своей новой жизни, герой сталкивается с очередной несправедливостью. Шинель украли. Акакий Акакиевич пытается искать помощи у будочника, пристава, у "значительного лица", но остается отвергнутым. Потерепев оскорбления и унижения со стороны "значительного лица", несчастный Башмачкин вскоре занемогает и умирает. Именно в сцене его разговора с генералом в наибольшей мере обнаруживается трагичность судьбы "маленького человека". И только в предсмертном бреду Акакий Акакиевич начинает произносить оскорбления в адрес безжалостного чиновника, только в смерти он способен бунтовать и мстить.

Не сумев постоять за себя при жизни, Акакий Акакиевич пришел мстить после смерти, срывая шинели с чиновников. Смысл фантастического финала заключается в том, что жизнь даже самого ничтожного человека имеет ценность и он вынужден отстоять своё право называться человеком в самом высоком значении этого слова. Поквитавшись со значительным лицом, Башмачкин развеял убогие представления о своем чине и стал для миллионов оскорбленных и униженных людей героем, способным воздать по заслугам притеснителям народа и постоять за свои права, выступив против несправедливости и бесчеловечности окружающего мира. Ведь у него не просто украли шинель - у него украли жизнь. Он никогда не мечтал, не ставил высоких целей, не рассуждал о возвышенном, стараясь покорно служить и выполнять свою работу, снося издевательства и унижения. Выступая с резкой критикой общественного устройства, Гоголь призывает всё человечество обратить внимание на живущих рядом с нами "маленьких людей": неуверенных, одиноких, лишенных защиты и опоры, нуждающихся в сочувствии.

Категория: Шинель | Добавил: defaultNick (10.02.2013)
Просмотров: 26042 | Рейтинг: 3.9/18
Всего комментариев: 0
Форма входа
Реклама
.
Друзья сайта
...

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz