Психологи небезосновательно утверждают, что все качества, и хорошие, и
плохие, заложены в человека с детства. От того, в какой среде вырос
человек, что он видел и впитывал в себя в раннем возрасте, зависит
становление его личности в будущем. Гениальным подтверждением этого
является роман А.И. Гончарова «Обломов». Описывая детство, а затем и взрослую жизнь Обломова, А.И.Гончаров, задолго до
появления многотомных психологических опусов, настолько ярко и
убедительно раскрывает причины возникновения в человеке лени,
безразличия, пустых мечтаний, что его книгу с полным основанием можно
назвать классическим учебником по социальной психологии. Живет себе в
Обломовке маленький Ильюша, живет безмятежно и счастливо, впрочем, как и
все вокруг. Обломовка – уникальное место. «Обломовка – почти
непроезжий» «уголок», живущий своей, особенной, жизнью. В чем же
заключается эта «особенность»? Обломовка живет так, будто бы застыла:
жизнь в ней сонная, неторопливая и удивительно монотонная. Как
говорится, в деревне «ничего не происходит». «В последние 5 лет из
нескольких сот крепостных душ не умер никто», единственными событиями,
будоражащими умы и души обитателей, являются кражи репы с чужих
огородов. Гончаров пишет о деревушке: «Нет, правда, там моря, нет
высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего
грандиозного, дикого и угрюмого». Но и жизни там тоже нет. Обломовка
спит. В дикий ужас повергает ее обитателей появление чужака за
околицей.Отдельно хотелось бы коснуться родителей Ильюши. И отец и мать
его уверены, что живут они правильно, «жить иначе – грех». Всю свою
жизнь они не делают ничего – ни хорошего, ни плохого. Отец создает
видимость, что управляет имением, хотя крепостные воруют у него под
носом в свое удовольствие. Проверить счета, проследить за управляющим –
лень. Сыты, одеты – и ладно. А уж поправить забор или постройку – нечто
вообще немыслимое, и дальше разговоров и причитаний дело не идет. Мать
Обломова всерьез озабочена только едой: обсуждение обедов и ужинов –
смысл ее существования. И в этих условиях протекает все детство Обломова. Маленького Ильюшу оберегают от всего: в огород -
нельзя, в лес – нельзя, в страшный овраг – тем более. Мальчик привык,
что за него все сделают крепостные. Ему даже чулки натянуть лень: все,
на что он способен - это подставить ногу слуге, норовя при этом еще и
стукнуть его пяткой по носу. Учеба в пансионе – вообще отдельная
история. Там Ильюша Обломов – вольнослушатель: захотел, явился на
занятия, захотел – прогулял с позволения родителей. Особенно, если в
доме развели блины. «Может быть, - пишет
Гончаров,- Илюша и выучился чему – нибудь хорошему, если бы Обломовка
была в верстах 500-х от Верхлева». Единственное, что вызывает у мальчика
хоть какие – то эмоции - это нянины сказки. Причем сказки про чудовищ и
борьбу с ними повергают его в ужас. А вот истории про лежебок и
недотеп, одаренных волшебницами непонятно за что, Ильюше очень даже
нравятся. Надо же, думает мальчик, лежал – лежал, да и получил богатство
и красавицу в придачу. Здорово! Неминуемо произошло то, что « …сказка у
Обломова смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит, зачем сказка
не жизнь, а жизнь не сказка?»Движение, действие, развитие – все это
чуждо Обломову. Постепенно происходит то, что, в общем – то, добрый и
неглупый человек, вместо того, чтобы что-то делать, жить активной
жизнью, отдаляется даже от друзей, ложится на диван, и предается скуке и
бессмысленным мечтаниям. Печально, что с этого символического дивана,
скорее всего, Обломов уже не встанет до конца своей жизни.