Характеристика Базарова в романе "Отцы и дети" - Отцы и дети - Тургенев Иван
Суббота, 10.12.2016, 09:53
Приветствую Вас Гость | RSS

    Русская литература
Поиск
...
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6174
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Тургенев Иван » Отцы и дети

Характеристика Базарова в романе "Отцы и дети"

Характеристика Базарова в романе "Отцы и дети"

Увидев свет в 1862 г. роман «Отцы и дети» сразу же привлек взор общественных российских кругов. И с тех времен все еще вызывает несомненный интерес остротой поставленных в нем проблем, художественными достоинствами и воззрениями главных героев. Сам Тургенев пишет: «Я… никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо…». Прототипом главной фигуры романа – Евгения Базарова – стала поразившая писателя личность молодого уездного врача, которого он именует «доктором Д». События, описываемые в романе – весна 1859 года. Евгений Базаров – сын отставного штаб-лекаря. Его отец был из простого рода, отец которого был дьячком. А сам Базаров говорит - «дед его землю пахал». Добродушный и трудолюбивый, бесплатно лечащий простых людей, о себе Василий Иванович говорит: «Я не из столбовых, не то, что моя благоверная…» Мать Базарова – Арина Власьевна была настоящей русской дворянкой. Суеверная и чувствительная, не глупа и очень добра. Именно так описывает ее Тургенев. С подчиненными она обходилась кротко и ласково, никогда никого не осуждала и много жертвовала нищим. Родители Базарова были очень набожными и очень любили Евгения, относились к нему весьма трепетно. По матери он был дворянин, по отцу – разночинец. О детстве и ранней юности Базарова автор нигде не упоминает. Евгений закончил Медико-хирургическую академию. За обучение с родителей он не взял ни копейки и продолжал учиться самостоятельно. По словам Аркадия – «в будущем он хочет держать на доктора…»В портретном описании Базарова, автор упоминает о его длинном и худом лице с широким лбом, больших зеленоватых глазах и висячих бакенбардах песочного цвета. Лицо его «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».Характеризуя философию Базарова, Тургенев запечатлел в его взглядах особенности философских учений того времени - материализм Чернышевского-Добролюбова и вульгарный материализм немецких философов Л.Бюхнера и К.Фогта. Смешивая эти две разновидности, Базаров признает объективную реальность и проповедует принцип полезности. Только то, что полезно для человека, признается им за истинное добро. Во влиянии общественного строя на судьбы человечества Базаров видит корень проблемы: «Исправьте общество и болезней не будет». Недооценивая роль сознания и переоценивая ощущения, Базаров даже склонен весь процесс мирового познания свести к простым ощущениям, абсолютизируя их. «Принципов вообще нет – ты об этом не догадывался до сих пор! – говорит он Аркадию, - а есть ощущения. Все от них зависит…» Размытость четкой границы между этими «материализмами» была бедой демократов того времени. Вероятнее всего и сам Тургенев не видел этой грани, что и сказалось в образе его героя. О политических взглядах Базарова сам автор пишет: «…и если он называется нигилистом, то надо читать «революционером». Вряд ли образ Базарова получился подлинным «бунтарем». В нем есть лишь некоторые черты, характерные для революционеров-демократов второй половины XVIII века: отрицание старых принципов дворян-либералов, критика их аристократичности, устремления «место расчистить» для новой жизни. Определенной «базаровской» революционной системы взглядов просто нет, поэтому тургеневский герой является лишь предтечей будущих революционеров. И произнесенное Базаровым в конце романа пессимистичное «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» не характеризует его как убежденного революционного демократа. Характеристика Базарова весьма противоречива и сложна. Эта замысловатость проявляется в его взглядах на народ, естественные науки, поэзию, искусство. Одна сторона медали – Базаров «родственен» с народом, ведь его дед землю пахал; деревенские ребятишки к нему привязываются, а слуги считают братом, а не барином. Другая сторона - он как будто иногда презирает народ, относясь с иронией: «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке», «добрые мужички надуют твоего отца всенепременно». Базаров смело подвергает критике народные предрассудки и суеверия, покорность народа, его долготерпение и пассивность. Но… этот взгляд мрачен и пессимистичен, не освещен верой в «высокие идеалы» и преодоление народной отсталости. В нем нет надежды на дальнейшие активные действия. Естественнонаучные взгляды Евгения Базарова очень похожи на взгляды выдающихся ученых-естествоиспытателей того периода – И.Сеченова, Д.Менделеева, А.Бутлерова. Он ратует за конкретную, прикладную науку, высмеивая устаревшую медицинскую практику своего отца. Базаров – экспериментатор. Он критикует науку, не подтвержденную опытом; в его взглядах - борьба за освобождение научной мысли от косности, рутины и традиций; он признает материалистическую медицину. Базаров отождествляет явлениями природы и явления общественные: «Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». Нигилистическое отношение к искусству и его отрицание характерно для Базарова также как и для многих его современников. Например, Рафаэль в его понимании гроша медного не стоит. Он отрицательно относится к Пушкину, к Шуберту.На фоне многих российских «гамлетов», Базаров выделялся как человек с большой силой воли, твердыми убеждениями. В споре Евгений краток, он убеждает не длинными размышлениями и философскими речами, а лаконизмом, репликами, емкими и меткими, к месту сказанными афоризмами. Он остроумен, начитан, находчив, убежденный атеист. Тургенев наделил своего героя ораторским искусством. Автор изобразил характер Базарова его в динамике, его взгляды существенно меняются под влиянием определенных причин. Испытывая ряд сложных жизненных испытаний, Базаров поступается некоторыми убеждениями и приходит к скептицизму и пессимизму. Первая половина романа "Отцы и дети" – Базаров-победитель во всех коллизиях. Один из самых значительных эпизодов – «схватка» между Кирсановым и Базаровым, где он формулирует общеизвестный тезис нигилизма: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». – «Все». Уверенный в своей силе и правоте, он отрицает либеральные принципы, парламентаризм, английский аристократизм, общину с круговой порукой. Отрицает авторитеты, логику истории, искусство… Все то, что являлось основой веры либералов – «отцов». Политические и философские взгляды, характер Евгения Базарова характеризуют его как единственного представителя «детей» в романе. Базаров так и не сумел преодолеть в себе чувства опустошенности и злости, тоски и досады, вызванных безответной любовью. Его последний романтический аккорд, обращенный к Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…». Евгений отступает перед любовью, перед романтикой, которую презирает, перед всесильной силой жизни.

Категория: Отцы и дети | Добавил: defaultNick (15.05.2013)
Просмотров: 26651 | Рейтинг: 3.0/11
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Реклама
.
Друзья сайта
...

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz