Рассуждая о морали басни "Свинья под дубом", следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он
преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый
взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть
истории.
Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в
ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к
чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал
Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. Это
подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к
этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить
Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот
представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб
не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.
Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами
становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ
человека услаждающего только свое я.
Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает
Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды:
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит».
Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает
такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить
причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища –
желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она
подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто
ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не
руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом", призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.