Гениальность Александра Сергеевича Пушкина, как прозаика, в предельно
точном изображении среды, в которой разворачивается действие романа
«Дубровский». Несколько действующих лиц произведения дают полное
представление о русском дворянском сословии начала 18 века. Место
действия - российская провинция, где живут два бывших товарища по
службе, Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский. В
литературе эти образы часто называют двуединством одного явления -
русский поместный барин. Действительно, ничего в мире не имеет
однозначной оценки, как две стороны медали или хорошие и плохие качества
одного человека.
Попробуем разобраться, что объединяет этих, очень разных дворян. Оба,
выходцы из старинных дворянских семей, Андрей Гаврилович с гордостью
произносит: « Я старинный дворянин». После начального обучения, юношами,
попали на службу к государю, где имели приятельские отношения и были
друзьями. После выхода в отставку они вернулись в свои родовые поместья и
стали соседями. Судьбы их тоже очень похожи: «оба женились по любви,
оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку». В их нравах и
интересах было много общего: « они сходствовали отчасти и в характерах и
в наклонностях». Что касается особенностей характера помещиков, то
Троекуров отличался «пылким нравом» и Дубровский был необузданно спесив и
вспыльчив. Могущественный сосед отобрал его имение Кистеневку, после
нелепой ссоры, отсудил, используя лживые показания Спицына, деньги и
свое влияние на судей: «губернские чиновники трепетали при его имени».
Решение суда было чудовищно несправедливым, но Андрей Гаврилович даже не
попробовал идти путем христианского прощения и смирения, в приступе
ярости и болезненно переживая унижение, он отрицает случившееся и впадает
в болезненное помешательство.
Интересно анализировать отличия образов сословных дворян. Троекуров
был очень богат, всегда получал все, что мог пожелать и был, к тому же,
малообразован. « Науками себя этот своенравный русский барин не
утруждал». Жестокий деспот и не признает необходимости быть умным и
образованным человеком, он говорит: «Главное богатство не ума, а денег».
Барская праздность и невежество - вот истоки его бесчеловечных забав;
когда гостя закрывали в одной комнате с медведем, расправы над
непокорными и безумные попойки. Автор с осуждением отмечает, что
Троекуров «выказывал все пороки человека необразованного», а развлечения
самодура «затеями довольно ограниченного ума». Никто не смел ему
возразить, отказаться от его приглашения или осудить его пристрастия,
только Дубровский старший мог спорить с грозным феодалом, он бросил ему
вызов своей непокорностью и тем самым погубил себя. Кирилла Петрович с
азартом и яростью бросился на слабейшего товарища, как он гнал свору
племенных собак на охоте. Ему было важно победить и когда цель была
достигнута, и Троекуров доказал, что все в его власти, в том числе и
родовое поместье Дубровских, злость утихла. Могущественный обидчик
искренне захотел примирения, он собрался вернуть вотчину ее законному
владельцу. Но злой рок и гордыня Дубровского помешали счастливой
развязке. Он сидел у окна, когда Троекуров приехал мириться, « с видом
ужаса и гнева» он упал на пол «без чувств и без дыхания». Смертью
старика закончилась дружба двух дворян, которые принадлежали к одному
сословию, но деньги и власть стали пропастью в их социальном положении.