Стихотворения Ф. Тютчева, которые легко запоминаются
Здесь мы выбрали 5 стихов Тютчева, которые легко учатся. Они написаны легким слогом, имеют простые рифмы, а самое главное – это настолько красивая поэзия, что за душу берет. Надеемся, что вы сохраните их в памяти
Весенние воды
Тонкий лирик, Ф.И.Тютчев не мог оставаться равнодушным к такому прекрасному времени года, как весна. Любые её проявления были ему в радость, и не прошли незамеченными его поэтическим пером, поэтому в 1830 году и появилось стихотворение, посвящённое первым признакам весны, когда от таяния льдов и снегов реки переполняются весенними водами. В момент написания стихотворения поэт находился в Германии и наблюдал там, как под лучами весеннего солнца «бегут и блещут» волны бурных рек, искрясь и блистая под яркими лучами. Их бурное течение напоминает о том, что впереди изумительные майские дни, полные света, тепла и красоты. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придаёт необычайную мелодичность словам, которые так и просятся на музыку и их очень легко выучить.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Весенняя гроза
Это чудесное стихотворение, ставшее классическим образцом изображения грозы в мировой поэзии, было создано в 1828 году в Германии, где Тютчев много лет служил дипломатом, а в 1854 – переработано автором, и таким его знают все поклонники тютчевской лирики. Однажды на прогулке за городом его застала гроза, и её стихия покорила поэта-романтика своей мощной освежающей и очищающей силой. Яркие эпитеты и олицетворения рисуют картину майского дождя, шумную динамичность которой создаёт обилие глаголов: грохочет, брызнул, летит, бежит, вторит. Как и многие стихи великого поэта, оно написано четырёхстопным ямбом, что делает его очень напевным и легким к запоминанию.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Есть в осени первоначальной…
Несомненным шедевром пейзажной лирики Тютчева является проникнутое чувством умиротворенного восхищения природой, которой коснулись ранние приметы осеннего увядания. Стихотворение родилось в душе поэта 22 августа 1857 года, когда они с дочерью возвращались из Москвы в свое имение просёлочными дорогами мимо сжатых полей в открытой карете. Высокое синее августовское небо, уже не жаркое солнце, скошенные нивы тронули струны поэтической души – и зазвучала музыка стиха, так неповторимо точно передающего прелесть «хрустального дня, тонкий волос паутины» дивной поры бабьего лета. Написанное разностопным ямбом, оно легко и плавно читается, создавая в памяти незабываемые картины предстоящей осени.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
«Чародейкою Зимою…»
Любимым временем года Тютчева была зима, и он не мог не отразить этого времени в своем творчестве, поэтому 1 декабря 1852 года появилось это стихотворение, написанное анапестом, подчеркивающим сказочную волшебность пейзажа зимнего леса. Необыкновенная образность стиха создаёт картину неподвижного заснеженного леса, сверкающего бриллиантовой россыпью снежинок, искрящихся под косыми лучами неяркого солнца. Снежная бахрома настолько сильно окутала его, что он кажется не живым и не мёртвым, а заколдованным искусной чародейкой. Короткие строки стихотворения пленяют своей простотой и легко отпечатываются в памяти.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
«Умом Россию не понять...»
Это стихотворение, известное своим коротким, но глубоким идейным и тематическим содержанием, было написано в 1866 году. Оно продиктовано поэту долгими мучительными раздумьями о судьбе России и её народа во время его пребывания в Европе на посту дипломата. Сравнивая сытую, благополучную жизнь европейцев с нищим, убогим существованием россиян, поэт всё-таки приходит к выводу, что русский народ гораздо богаче духовно и нравственно, что он способен выдержать все тяготы бытия, проявить свою смекалку и способности во имя созидания будущего. Россия, по мнению автора, не поддаётся каким-то общим стереотипам, она уникальна и непредсказуема. Двустопный ямб придает напевность и выразительность стиху, его многие знают наизусть, потому что слова сами просятся в душу.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить. |