Увидев свет в 1862 г. роман «Отцы и дети» сразу же привлек взор
общественных российских кругов. И с тех времен все еще вызывает
несомненный интерес остротой поставленных в нем проблем, художественными
достоинствами и воззрениями главных героев. Сам Тургенев пишет: «Я…
никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не
идею, а живое лицо…». Прототипом главной фигуры романа – Евгения
Базарова – стала поразившая писателя личность молодого уездного врача,
которого он именует «доктором Д». События, описываемые в романе – весна
1859 года. Евгений Базаров – сын отставного штаб-лекаря. Его отец был из
простого рода, отец которого был дьячком. А сам Базаров говорит - «дед
его землю пахал». Добродушный и трудолюбивый, бесплатно лечащий простых
людей, о себе Василий Иванович говорит: «Я не из столбовых, не то, что
моя благоверная…» Мать Базарова – Арина Власьевна была настоящей русской
дворянкой. Суеверная и чувствительная, не глупа и очень добра. Именно
так описывает ее Тургенев. С подчиненными она обходилась кротко и
ласково, никогда никого не осуждала и много жертвовала нищим. Родители Базарова
были очень набожными и очень любили Евгения, относились к нему весьма
трепетно. По матери он был дворянин, по отцу – разночинец. О детстве и
ранней юности Базарова автор нигде не упоминает. Евгений закончил
Медико-хирургическую академию. За обучение с родителей он не взял ни
копейки и продолжал учиться самостоятельно. По словам Аркадия – «в
будущем он хочет держать на доктора…»В портретном описании Базарова,
автор упоминает о его длинном и худом лице с широким лбом, больших
зеленоватых глазах и висячих бакенбардах песочного цвета. Лицо его
«оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и
ум».Характеризуя философию Базарова, Тургенев запечатлел в его взглядах
особенности философских учений того времени - материализм
Чернышевского-Добролюбова и вульгарный материализм немецких философов
Л.Бюхнера и К.Фогта. Смешивая эти две разновидности, Базаров признает
объективную реальность и проповедует принцип полезности. Только то, что
полезно для человека, признается им за истинное добро. Во влиянии
общественного строя на судьбы человечества Базаров видит корень
проблемы: «Исправьте общество и болезней не будет». Недооценивая роль
сознания и переоценивая ощущения, Базаров даже склонен весь процесс
мирового познания свести к простым ощущениям, абсолютизируя их.
«Принципов вообще нет – ты об этом не догадывался до сих пор! – говорит
он Аркадию, - а есть ощущения. Все от них зависит…» Размытость четкой
границы между этими «материализмами» была бедой демократов того времени.
Вероятнее всего и сам Тургенев не видел этой грани, что и сказалось в
образе его героя. О политических взглядах Базарова сам автор пишет: «…и
если он называется нигилистом, то надо читать «революционером». Вряд ли
образ Базарова получился подлинным «бунтарем». В нем есть лишь некоторые
черты, характерные для революционеров-демократов второй половины XVIII
века: отрицание старых принципов дворян-либералов, критика их
аристократичности, устремления «место расчистить» для новой жизни.
Определенной «базаровской» революционной системы взглядов просто нет,
поэтому тургеневский герой является лишь предтечей будущих
революционеров. И произнесенное Базаровым в конце романа пессимистичное
«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» не характеризует
его как убежденного революционного демократа. Характеристика Базарова весьма
противоречива и сложна. Эта замысловатость проявляется в его взглядах на
народ, естественные науки, поэзию, искусство. Одна сторона медали –
Базаров «родственен» с народом, ведь его дед землю пахал; деревенские
ребятишки к нему привязываются, а слуги считают братом, а не барином.
Другая сторона - он как будто иногда презирает народ, относясь с
иронией: «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться
дурману в кабаке», «добрые мужички надуют твоего отца всенепременно».
Базаров смело подвергает критике народные предрассудки и суеверия,
покорность народа, его долготерпение и пассивность. Но… этот взгляд
мрачен и пессимистичен, не освещен верой в «высокие идеалы» и
преодоление народной отсталости. В нем нет надежды на дальнейшие
активные действия. Естественнонаучные взгляды Евгения Базарова очень
похожи на взгляды выдающихся ученых-естествоиспытателей того периода –
И.Сеченова, Д.Менделеева, А.Бутлерова. Он ратует за конкретную,
прикладную науку, высмеивая устаревшую медицинскую практику своего отца.
Базаров – экспериментатор. Он критикует науку, не подтвержденную
опытом; в его взглядах - борьба за освобождение научной мысли от
косности, рутины и традиций; он признает материалистическую медицину.
Базаров отождествляет явлениями природы и явления общественные: «Люди,
что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою
отдельною березой». Нигилистическое отношение к искусству и его отрицание
характерно для Базарова также как и для многих его современников.
Например, Рафаэль в его понимании гроша медного не стоит. Он
отрицательно относится к Пушкину, к Шуберту.На фоне многих российских
«гамлетов», Базаров выделялся как человек с большой силой воли, твердыми
убеждениями. В споре Евгений краток, он убеждает не длинными
размышлениями и философскими речами, а лаконизмом, репликами, емкими и
меткими, к месту сказанными афоризмами. Он остроумен, начитан, находчив,
убежденный атеист. Тургенев наделил своего героя ораторским
искусством. Автор изобразил характер Базарова его в динамике, его взгляды
существенно меняются под влиянием определенных причин. Испытывая ряд
сложных жизненных испытаний, Базаров поступается некоторыми убеждениями и
приходит к скептицизму и пессимизму. Первая половина романа "Отцы и дети" –
Базаров-победитель во всех коллизиях. Один из самых значительных
эпизодов – «схватка» между Кирсановым и Базаровым, где он формулирует
общеизвестный тезис нигилизма: «В теперешнее время полезнее всего
отрицание – мы отрицаем». – «Все». Уверенный в своей силе и правоте, он
отрицает либеральные принципы, парламентаризм, английский аристократизм,
общину с круговой порукой. Отрицает авторитеты, логику истории,
искусство… Все то, что являлось основой веры либералов – «отцов».
Политические и философские взгляды, характер Евгения Базарова
характеризуют его как единственного представителя «детей» в
романе. Базаров так и не сумел преодолеть в себе чувства опустошенности и
злости, тоски и досады, вызванных безответной любовью. Его последний
романтический аккорд, обращенный к Одинцовой: «Дуньте на умирающую
лампаду, и пусть она погаснет…». Евгений отступает перед любовью, перед
романтикой, которую презирает, перед всесильной силой жизни.